Ажиотажный спрос на противовирусные лекарства сменился снижением продаж

В I квартале 2021 года продажи
противовирусных препаратов снизились на 4% по сравнению с таким же периодом
2020 года, в то время как в I квартале 2020 года в сравнении с 2019 годом рынок
этих лекарств вырос на 26%. Ажиотажный спрос в прошлом году сменился снижением
продаж в текущем году.
Продажи противовирусных лекарств
в I квартале 2021 года снизились на 4%, симптоматических противопростудных
препаратов – на 21%, следует из данных AlphaRM. В марте 2020 года был небывалый
всплеск продаж в аптеках многих групп лекарств, в том числе противовирусных. В
2021 году поведение потребителей было более спокойным, что сказалось на
продажах лекарств.
Доля противовирусных лекарств
растет.
В I квартале 2021 года общий
объем рынка противовирусных препаратов и противопростудных средств составил 15
млрд руб., из них 9,8 млрд руб. пришлось на противовирусные лекарства, 5,2 млрд
руб. – на симптоматические противопростудные. И если в I квартале 2020 года по
сравнению с таким же периодом 2019 года продажи этих препаратов выросли на 26%
и 11% соответственно, то в I квартале 2021 года на смену ажиотажному спросу
пришел спад на 4% и 21% соответственно.
В I квартале 2021 года покупатели
чаще отдавали предпочтение противовирусным препаратам и реже покупали средства
для облегчения симптомов простуды. Такая тенденция наблюдается не первый год.
Доля группы противовирусных лекарств росла с 2018 года и в 2021 году достигла
почти 66% в общем объеме анализируемых средств.
Возможно, этому способствовал
выход на аптечный рынок новых дорогостоящих препаратов. Во второй половине 2020
года разрешение на продажи в аптеках получило противовирусное средство при
COVID-19 фавипиравир, его средняя стоимость составляет примерно 5 тыс. руб. за
упаковку. Также в марте текущего года на рынке стал обращаться препарат для
лечения гриппа «Ксофлюза» с действующим веществом балоксавир марбоксил
производства Rochе стоимостью более 6 тыс. руб. за упаковку.
После пикового для аптечного рынка
2020 года показатели в первые три месяца 2021 года снизились. В некоторых
регионах аптечные продажи достигли уровня I квартала 2019 года, в других даже
ниже. К примеру, в Сибирском и Уральском федеральных округах продажи в
сравнении с аналогичным периодом 2020 года снизились на 16% и 15%
соответственно. В Центральном ФО снижение за I квартал 2021 года составило 13%.
Лидеры рынка.
Лидеры аптечных продаж
противопростудных средств относительно I квартала 2020 года практически не
изменились. Первая четверка в ТОР10 не покинула свои позиции. На первом месте
бренд «Терафлю» с долей рынка в этой группе 32%. Вторую позицию занимает
«Анаферон» компании «Материа Медика» с долей 8%. Все участники рейтинга
демонстрируют снижение продаж в анализируемый период. Максимальное снижение в
десятке лидеров зафиксировано у гомеопатического препарата «Оциллококцинум» –
44,6%. Данное средство также является и самым дорогим из представленных в
ТОР10. Средняя цена за одну условную упаковку – примерно 764 руб. Стоимость
практически всех лидеров выросла относительно I квартала 2020 года.
Среди лидеров противовирусных
препаратов есть три бренда, которые в исследуемый отрезок времени показали
значительный рост продаж. Два из них, «Арепливир» и «Арбидол», рекомендованы
Минздравом при COVID-19. Еще одно противовирусное средство «Триазавирин»
поднялось на 10-е место и вошло в десятку. Реализация остальных участников
рейтинга на аптечном рынке сократилась довольно сильно, несмотря на то, что
средняя цена этих препаратов выросла.
Источник: «Бионика - Диджитал»
https://pharmvestnik.ru/content/news/Ajiotajnyi-spros-na-protivovirusnye-lekarstva-smenilsya-snijeniem-prodaj.html